Валерий Айзенберг Константин АджерПавел АльтхамерЙоханна БиллингСоня Бойс Лука ВитонеОноре д’ОАльберто Гарутти ИРВИНСучан Киношита Иржи Кованда Дидье Курбо Вааст Колсон Антон Литвин Лиза Морозова Роман ОндакАдриан ПачиПрограмма ESCAPEЧезаре Пьетроюсти Р.Э.П. Андрей СильвестровSOSkaTanzLaboratoriumМоник Тубош Яан Тоомик Евгений ФиксВадим Фишкин ШимабукуЙенс Хаанинг Жанн ван Хесвейк
Чезаре Пьетроюсти

1956 родился в Риме, Италия / живет и работает в Риме.

Психолог по образованию, Чезаре Пьетроюсти посвятил свои ранние произведения изучению социально-психологических отношений в области искусства. В то же время он инициирует различные социальные проекты, которые не столько сочетает со своей художественной работой, сколько расценивает как часть своего творчества. Он становится инициатором журнала, посвящённого психологии искусства, – «Rivista di Psicologia dell'Arte» (1979-1984), а также со-основателем проекта «Oreste» (1996-2001). В рамках этой инициативы группа людей с меняющимся составом (преимущественно, художники и кураторы) была занята совместным генерированием идей и проектов, производством объектов и выставок, проведением встреч, дискуссий и других форм человеческих взаимоотношений.

В последние годы в центре внимания Пьетроюсти оказалось экономическое измерение искусства – роль денег как эквивалента произведения, гарантии его ценностных характеристик и/или авторской подписи. «Если деньги, как мы знаем из “Капитала” Маркса, сводят всякую сущность к её абстракции, то самих себя, – констатирует художник, – они сводят к количественной сущности. Безмерность и неумеренность становятся их истинной мерой». 

 


Горькая пилюля Коллективный перформанс, 2011, видеодокументация

В «Невозможном сообществе» Чезаре Пьетроюсти участвует акцией, названной им «Горькая пилюля». Она представляет собой совместный проект, реализованный небольшим сообществом из восьми участников, представляющих разные системы искусства и рефлексии. Среди них были известный московский художник и скульптор Борис Орлов, в мастерской которого и состоялась акция, а также коллекционер и дилер современного искусства Игорь Маркин, куратор Виктор Мизиано, музейный хранитель Екатерина Зензинова, философ Кети Чухров, экономист Даниил Шестаков, социолог Александр Согомонов, режиссёр Андрей Сильвестров и представитель Московского музея современного искусства Екатерина Первенцева. В начале встречи Пьетроюсти раздал всем денежные банкноты максимального номинала самых ходовых мировых валют, и участникам потребовалось… разжевать их! Из полученной общими усилиями кашицы Орловым был создан скульптурный объект. В ходе дискуссии, последовавшей за этим, была сделана попытка определить художественный статус созданного объекта и решить его дальнейшую судьбу. Объект был определён как пример коллективного авторства и передан на выставку с условием, что в дальнейшем он будет продан на благотворительном аукционе в пользу ММСИ, причём его стартовая цена должна равняться стоимости его материала, т.е. сумме номиналов всех пережёванных банкнот.

Так через игровое взаимодействие, подобное хорошо знакомым Пьетроюсти игровым методам современной психотерапии, были воспроизведены взаимодействия внутри художественного сообщества, которые и задают контекст ценности и цены художественного продукта.

Cesare Pietroiusti and Paul Griffiths Eating Money - An Auction Performance, Ikon Gallery, Birmingham, May 2007 Photo: Caters News Courtesy: Ikon Gallery and the artist
Горькая пилюля Коллективный перформанс, 2011
Горькая пилюля Коллективный перформанс, 2011
Горькая пилюля Коллективный перформанс, 2011
Горькая пилюля Коллективный перформанс, 2011

 

Московский музей современного искусства
www.mmoma.ru